Официальный сайт МОУ СОШ с.Большой Труёв
   Меню сайта
 Родные истоки

Сёла Большой и Малый Труев существуют примерно около 450 лет. Они возникли во время царствования Ивана Грозного. Для сохранения мусульманской веры, из-за невыносимых условий жизни, бросив свои барские участки и княжества, как утверждают старожилы, на истоке (вершине) реки Труев поселились люди - 7 семей (хозяйств) из деревни Тюмень Тамбовской области. Поэтому и название деревни было Труевские вершины (здесь самая большая абсолютная высота в округе, в нашем селе у школы стоит геодезический знак). По Равилю Фахретдинову, А.М.Орлову, А.А.Ахтямзяну - болгары, татары – болгары, потом уже татары – мишары переселились в эти места в XI веке нашей эры.

В дальнейшем, примерно в 1700- 1720 годы, эта деревня распалась на три хутора. Хутор с большими землями по реке Труев стали называть Большой Труев, другой - Малый Труев. Третий хутор Татарский Канадей - на истоке реки Канадей – название получил по названию реки. Все 3 деревни – села до сих пор называют безводными, так как здесь нет даже небольших естественных водоемов, источников. Б-Труев – по-татарски называют Ялгаш. М-Труев – Дехтерни - происходит от слова деготь, т.к. население занималось ее перегонкой (народ переделал на свой лад «Дегтярка», а местные татары в «Дехтерни»).

Деревня Якты-Юл (Светлый Путь). В 1926 году из деревни Курмаевка Николаевского района Ульяновской области добровольно переселились 3 семьи (Янгазов Садри Ибниевич, Шафеев Исмят Ганиевич и Янгазов Ахметша) на истоке реки Труев (ближе к лесу соорудили 2 плотины), основным занятием которых было земледелие, животноводство и лесное хозяйство. С первых же дней создания колхозов здесь организуется колхоз «Якты-Юл». В 1959 году все эти 4 села объединяются в совхоз «Евлашевский».

До революции население сел было неграмотным. Человека, умеющего читать и писать, можно было найти в округе с радиусом 15-20 км. В первой русской революции местное население деятельное участие не принимало.О поражении революции население узнало по сопровождению арестантов «по сибирскому тракту» под конвоем на каторгу. Тревожно встретило местное население весть о начале первой мировой войны. Многие земляки ушли на фронт.

О революционных настроениях населения России землякам – односельчанам рассказали учащиеся Казанского медресе Ибраев А.,Малышев М. и др. Весть о Великой Октябрьской революции до наших сел дошла с опозданием. В 1919 году через села прошли белочехи.

В 1920-1921 г.г. в наших селах, как и во всем Поволжье, была сильная засуха. В 1921г. сгорела половина села Б-Труев. Многие наши земляки были участниками гражданской войны. Вот их имена; Абузяров Ш., Салихов А., Ахметов Т., Мусякаев Я.,Динкаев К., Джалимов К., Мухаммедов Х., Абсалямов Н., Жалимов А., Мусякаев Ярулла воевал в дивизии В.И.Чапаева. С 1921 года в наших селах стала устанавливаться Советская власть.Были открыты начальные школы, организованы «ликбезы», клубы. Одним из организаторов Советской власти и «ликбеза» был коммунист Ибраев Абдулла. Работала коммунистическая ячейка. Активными комсомольцами были Адикаев И., Мухаммедов Н., Салихов Г., Мухаммедов З., Салихов Х., Шамионов Ш.

Председателями сельского совета были: Юмаев С., Ахмеров А.,Хальме-тов И.,Яфаров И., Усманов Р., Мургалимов Н.

Правда, была нетерпимая политика партии большевиков по отношению к мусульманской религии, начиная с 1929 года. Она, по своей сути, стала составной частью деятельности государственных органов по вытеснению кулачества из жизни сельского общества. В настоящее время на суд современников вынесено огромное количество подтверждений национального угнетения и религиозных гонений. Так 19-21 мая 1929 года в татарских деревнях Большой и Малый Труевские Вершины, Большой и Малый Чирклей, Татарский Канадей и Курмаевка Кузнецкого района состоялось торжественное празднование Курбан-байрама (данные населенные пункты до Октябрьской революции входили в Канадейскую волость Кузнецкого уезда Саратовской губернии).

Далее

© МОУ СОШ с.Большой Труёв btruev007@rambler.ru
Сайт управляется системой uCoz